О «зеркале души»

Orlova_smile

Есть в мире такие очевидные вещи или явления, которые говорят сами за себя красноречивее любых слов. Например, лицо Любови Орловой.

В русской народной культуре бытуют две абсолютно противоположные по смыслу пословицы:
1. «Одень пень — будет парень».
2. «Видно попá и в рогоже».

О чем говорит первая пословица? О том, что эксперимент профессора Хиггинса («Пигмалион» Бернарда Шоу) вполне возможен в реальной жизни: берем цветочницу, обучаем ее правильной речи и хорошим манерам, наряжаем в шелка, бархат и бриллианты — и выдаем за герцогиню. И никто ничего даже не заподозрит.

В принципе такое возможно, но… есть одно маленькое «но», создающее большую разницу: Россия — не Англия. И даже не восточно-европейская страна. Эксперимент Пигмалиона был бы возможен в Европе (в любой исторический период) или же в современной России, но не в России начала ХХ века.

Исторический путь России был слишком своеобразен. Русский философ, историк культуры Владимир Вейдле (1895-1979) в своей великолепной статье «Три России» очень четко обозначил эту российскую специфику. Непомерно долгий период существования крепостного права (читай — рабства) привел к формированию в России двух параллельных «миров»: узкого слоя просвещенной элиты и огромной массы крестьянства, лишенного доступа к лучшим достижениям мировой цивилизации и культуры. «Страшно далеки» были эти два мира друг от друга. Такой огромной «культурной пропасти» не знала ни одна европейская страна, да, пожалуй, не только европейская. Этот драматический разрыв проявился в уникальном факте формирования двух разных фенотипов (внешнее проявление генотипа) внутри одной нации.

Тут как раз к месту будет вспомнить вторую пословицу: «Видно попá и в рогоже». Если взять русского барчука конца XIX века и одеть в крестьянскую одежду, а рядом поставить крестьянского паренька той эпохи, наряженного в барский камзол, то … «фокус» профессора Хиггинса не удастся, так как подмена легко обнаружится, даже если оба не сделают ни одного движения и вообще не раскроют рта.

В чем состояло принципиальное отличие двух фенотипов? Разница была не в физической красоте — встречались необыкновенно красивые крестьянки и поразительно несимпатичные барышни. И не в красоте душевной — попадались полные внутреннего благородства и достоинства крестьяне и способные на любую низость представители высшего сословия.

Внешнее отличие просвещенного слоя проявлялось в той особенной утонченности, изящности, изысканности черт, которая формируется десятилетиями благодаря напряженной мыслительной и душевной работе, постоянным интеллектуальным усилиям по осмыслению и освоению величайших достижений человеческой мысли, творений человеческого гения. Выражаясь современным ироничным языком, — то были лица, «искаженные интеллектом». Это «искажение» формировалось постепенно, накапливалось из поколения в поколение и передавалось потомкам в виде отличительной «аристократической», «благородной» внешности.

Конечно, «товарищи большевики» очень постарались для того, чтобы стереть это различие. Способ был прост — физическое уничтожение или высылка за границу той самой узкой «прослойки» (дворянства, духовенства, интеллигенции).

В одном из своих гениальных монологов известный сатирик М. Жванецкий точно охарактеризовал нашу современную ситуацию: мол, нынче большие трудности у киношников с подбором актеров на роли кавалеров и дам из высшего общества прошлых столетий. Вот, у английского графа лицо грузчика с Казанского вокзала. Шейка в пышном кружевном воротнике торчит, как пестик в колоколе. И он все как-то бочком, неуверенно входит в свой «фамильный замок». Графиня ведет себя не лучше: вместо того, чтобы величественно протянуть руку для поцелуя, она все по-товарищески норовит пожать графу руку. И т.д., и т.п. Но, в заключение говорит Жванецкий, с уходом стариков из зрительного зала и со сцены равновесие постепенно восстанавливается.

Что правда, то правда. Современные российские зрители не испытывают ни малейшего дискомфорта, когда современные российские актеры представляют на экране «высший свет» прошедших веков. Уже практически никто не подозревает, что прежняя аристократия по-другому выглядела, по-другому носила одежду, по-другому разговаривала, по-другому двигалась. И, главное, имела совершенно другие лица.

(Следует, однако, отметить огромный положительный сдвиг — к концу ХХ века была ликвидирована «культурная пропасть» между слоями российского общества, и сформирован единый национальный фенотип).

1940_Orlova

И только отдельные, очень редкие явления нашей жизни вдруг пронзительно остро напомнят о той, другой России; вдруг, как молнией, высветят в памяти образы далекого, навсегда утраченного прошлого. Одно из таких явлений — лицо Любови Орловой. Насколько диссонировало оно с одеждой и окружением в «Волге-Волге» и «Светлом пути», настолько же гармонировало с нарядами и интерьерами «Мусоргского» и «Композитора Глинки». Ее губы произносили текст роли, а лицо жило своей, отдельной жизнью, как оживший портрет дамы XIX столетия кисти Крамского.

О, нет! Тут не «маленький зазор» между актрисой и ролью, который как-то не очень уверенно отмечают современные киноведы и журналисты — тут налицо та самая огромная «культурная пропасть» между двумя «мирами», двумя Россиями. Пропасть, которую не могли не заметить (не почувствовать) даже самые ненаблюдательные или малообразованные зрители первой половины ХХ века. Поэтому и было к Орловой в народе особое отношение, как к человеку из «другого мира». Поэтому и не любила ее часть зрителей за эту вполне ощутимую «чужеродность».

Почему так часто вспоминают о необыкновенной простоте и естественности именно Любови Орловой в обращении с людьми (зрителями, поклонниками)? Неужели все другие наши звезды были гораздо более заносчивыми и неприступными в общении? Думается, что нет. Дело именно в той самой «неожиданности» ее поведения. Глядя в лицо Л. Орловой, действительно, можно было ожидать бóльшей церемонности (хоть не надменности, но некоторой светской величавости, что ли). А она оказывалась неожиданно милой и скромной, доброжелательной и «простой» и, тем самым, приятно «удивляла» окружающих. Вполне ожидаемую «дистанцию» в общении обнаруживали только те, кто по роду деятельности соприкасался с ней немного ближе, например, администраторы или коллеги по театру.

Глядя в лицо Л. Орловой, невыразимо трудно поверить, что предки этой женщины занимались простым физическим трудом, были малограмотны и совершенно незнакомы с трудами французских философов, английских экономистов, немецких юристов, творениями итальянских композиторов или испанских поэтов и многими другими плодами Просвещения. Совершенно необязательно отстаивать версию о ее высокородном происхождении, но факт, что предки ее принадлежали к просвещенному слою русского общества, простите за каламбур, налицо и «на лице». А факты — это точно, вещь упрямая.

P.S.

Разумеется, данная точка зрения, как и любая другая, весьма субъективна и небесспорна.

Цитата «в тему»

Из статьи «Настье ты мое» Дмитрия Быкова в журнале «Огонек» (о сериале «Бедная Настя» и прочих подобных попытках изображения высшего света прошлых столетий усилиями современных актеров и режиссеров):

«… Советская Россия ощущала пусть искореженную, но преемственность с Россией XIX века: Майя Плисецкая не была похожа на Бетси Тверскую, но могла сыграть аристократизм, Алла Тарасова не принадлежала к элите, но знала и, главное, чувствовала ее.

С началом XXI века старая Россия отошла в прошлое бесповоротно. Все, что может сделать сегодняшний актер, — это выдохнуть: «Ах, князь!» — или задумчиво произнести: «Нынче дождь…».

Реклама

Об авторе elenaestrellita

I'm interested in: Music, Cities (Urban Development), Travelling, Foreign Languages, Reading, Ping-pong
Галерея | Запись опубликована в рубрике Мир с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s