Рецензия на сборник рассказов Дианы Амбарцумян «Телеграмма Фатиме»

ФатимаРоссийскому читателю представилась счастливая возможность познакомиться с творчеством современной армянской писательницы Дианы Амбарцумян. Сборник ее рассказов «Телеграмма Фатиме», небольшой по объему, открывает потрясенному — нет, даже не читателю, а зрителю — масштабную палитру человеческих переживаний. Зрителю — потому что изображаемые герои не выглядят искусственными, «придуманными», «сочиненными» писателем. Каждый персонаж — живой человек, абсолютно достоверный, «объемный», ощутимый, из плоти и крови, изображенный всего несколькими широкими «мазками кисти» большого мастера.

Читателю, хорошо знакомому с русской классикой, по своей цветовой гамме палитра человеческих чувств, представленная в работах Д. Амбарцумян, напомнит произведения Ф.М. Достоевского. Если же обратиться к современности, то можно найти созвучие с творчеством недавно ушедшего Г.Г. Маркеса. На первый взгляд, такие сравнения могут показаться парадоксальными. Однако, при всей несхожести жанров, масштабов, национального колорита, идейной насыщенности и прочей художественной атрибутики, объединяет творчество этих авторов некая общая черта. Каждое их произведение — это обращенная к людям, открытая всему миру израненная душа писателя, как будто истекающая кровью, публично обнажающая свои раны, рыдающая от боли на виду у всех.

Можно только поразиться необыкновенному мужеству автора. Женщина, тем более армянская женщина, традиционно приучается быть сдержанной, скрывать свои чувства. Но каждый рассказ Дианы Амбарцумян — это своего рода исповедь, пронзительное, искреннее признание, порой — откровенный плач-стон, буквально надрывающий душу читателя, задевающий самые глубинные струны его сердца.

ДианаБезусловно, Диана Амбарцумян — истинная дочь своего народа, а ее творчество — глубоко национально, «напитано соками» ее древней Земли. Можно уверенно сказать, что именно многовековые страдания, неисчислимые бедствия армянского народа невольно отразились в мироощущении писательницы, оказали значительное влияние на формирование ее творческого почерка, обусловили обостренное и драматичное восприятие жизненных ситуаций и событий. Так, например, рассказ «Телеграмма Фатиме» задевает одну из самых болезненных тем для армянского народа — драма человеческих отношений развернута на фоне непростых отношений с соседним азербайджанским народом, с которым пришлось жить в одном государстве в течение советских десятилетий.

Российская публика, озабоченная собственными проблемами, практически не представляет себе, что пришлось пережить армянскому народу в постперестроечный период. Эти неблагополучные, тяжелые, неспокойные годы до сих пор, словно открытая рана, «кровоточат» и причиняют боль этому народу. Проблемы общества — смена идеологий, разрушение структур повседневности, тяжелая экономическая ситуация, трагически изменившие, даже сломавшие судьбы многих людей — нашли отражение в сюжетных линиях произведений Дианы Амбарцумян. Чувствуется, что сердце писательницы буквально «плачет кровавыми слезами», кричит об этих проблемах, будучи не в силах что-то изменить. Вот в рассказе «Я и мой сын» отражена смена идеологических концепций — радикальный разворот от атеизма к религиозности, который пришлось пережить целому поколению советских людей. «Тоска по просторам» — это своеобразная «панихида» по людям, чьи судьбы попали под «колесо истории» в период перестройки, чья жизнь пошла «наперекосяк» вследствие перехода к рыночной экономике. «Ереванские этюды 2009-го года» и «Телефонные прослушки» — зарисовки невеселой современной действительности, в которой всё происходящее воспринимается как печальный результат разрушения привычного уклада жизни простых людей.

Деятели культуры могут помочь своей стране, своему народу, только своим творчеством — они могут не просто рассказывать, но кричать, взывать, громко плакать о бедах и несчастьях своей Родины, пытаясь пробудить отклик в душах и сердцах читателей по всему миру. И Диана Амбарцумян выполняет свою творческую миссию достойно и блестяще! Глубокая искренность и пронзительная честность ее произведений сразу покоряют, убеждают, заставляют верить, сочувствовать, сострадать.

Армянская культура всегда была и остается неиссякаемым источником высокой духовности и нравственности. Знакомство с творчеством современной армянской писательницы Дианы Амбарцумян позволяет еще раз в этом убедиться и побуждает к новым исследованиям и открытиям, к более глубоким контактам с культурными сокровищами, красотами и чудесами этой удивительной страны.

Профессор кафедры Экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экон. наук  Е.Р. Метелева

Реклама

Об авторе elenaestrellita

I'm interested in: Music, Cities (Urban Development), Travelling, Foreign Languages, Reading, Ping-pong
Галерея | Запись опубликована в рубрике Мир с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s