Мое возвращение в Эдем

АлфамаУвлекательным бывает открытие новых неведомых краев, в которых никогда не был. Но не менее чудесным может быть возвращение в уже знакомые места, которые посетил когда-то и с тех давних пор там не бывал. Вот таким, необыкновенно приятным и полным очаровательных сюрпризов, было мое возвращение в Рай на Земле — Португалию. Это была моя третья поездка, поэтому будет нескромным сказать, что я совсем не знаю эту страну. Однако утверждать, что я ее хорошо знаю, будет уж совсем большим преувеличением.

В мои прошлые поездки я дважды останавливалась на неделю в городе Брага, съездила на экскурсию в Порту, в несколько маленьких очаровательных городков на Севере страны (Барселуш, Гимараеш, Эшпозенде)  и однажды побывала в Лишбоа (Лиссабоне). Визит в Лиссабон был кратким и оставил в душе сильнейшее желание непременно туда вернуться!

Ведь я тогда Ничего не знала о ФАДУ.

Мы прилетели в Лишбоа уже вечером, доехали до отеля, разместились, и вот уже 9 вечера. Я и один мой коллега не спали ровно сутки. У меня от усталости даже разболелась голова. Но еще одна коллега улетела в Москву на сутки раньше, следовательно, была «вполне в форме». И вот эта коллега «со свежими силами» говорит: «Давайте, пойдем, посмотрим окрестности».

Был  вечер субботы. Самый сумасшедший день в Лишбоа. Вечером пятницы все еще «отходят» от рабочей недели, вечером воскресенья готовятся к работе, а вечером субботы все «отрываются по полной».

Площадь Камоэша

Отель наш оказался (я сама бронировала) в невероятно бойком месте, в одном шаге от Площади Камоэша (по-русски Камоэнса). И вот мы пошли, куда глаза глядят. Идём по улочке, просто бредём бесцельно — и я вижу в конце улицы светящееся название «Кафе Лузо». Потихоньку до меня доходит, что это То самое кафе.

Я заранее предупреждала своих коллег, что мы непременно сходим на фаду. Но такого сверхприятного сюрприза я не могла предвидеть. Мне было настолько некогда перед отъездом, что я даже не успела найти и записать для себя ни одного адреса какого-нибудь Дома фаду (casa do Fado). И вдруг прямо передо мной — самый известный в Лишбоа Дом фаду.

Я своих коллег почти силой «затаскиваю» в это кафе. Время уже к 10 вечера.

Садимся, заказываем только напитки (какая же еда ночью?) У меня от Baily’s  и от радости проходит головная боль. Сидим.

И тут за соседним столиком, буквально в 1,5 метрах, я вижу — сидит Селеште Родригеш, сестра знаменитой Амалии Родригеш, сама тоже известная фадишта. Сидит за столиком и беседует с еще одной фадиштой. Не могу поверить глазам. Не могу поверить в такую невероятную удачу. Спрашиваю официанта: «Селеште?» Ответ: «Селеште». Спрашиваю: «Будет сегодня петь?» Ответ: «Будет».  Я совсем «теряю голову» от радости. Еще раз потом переспрашиваю у одного пожилого фадишты, он тоже подтверждает. Заодно перебрасываемся с ним парой фраз на португальском насчет фаду. Я пытаюсь заказать для себя несколько фаду Амалии.

Спрашиваю у старшего официанта разрешения «украсть» фирменную карточку кафе. Разрешает. Иду и прошу автограф у Селеште. В кафе темнота, она встает, идет к низенькому столику под лампой и пишет. Беру, благодарю. Счастлива. Первый в жизни автограф, а, может, и последний (я не любитель), но какой!

Кафе фаду

Выступали несколько фадишт.

Первая — Yola Dinis, женщина лет за 40, пышная брюнетка. Спела несколько известных фаду, в том числе Tendinha. На piano исполняла хорошо, но fortissimo было немного чересчур. Хотя, в целом, чувствуется, что профи.

Потом перерыв, следующий — парень лет 30. Очень хорошо, вполне классическое исполнение. Голос чуть хрипловат, но моим спутникам понравился.

После еще одного небольшого перерыва — Селеште. Я своим коллегам немного про нее рассказала. Ей 90 лет!!!  Слушали мои коллеги её очень внимательно. Потом один говорит: «Да-а, вот такие они, эти бабульки». Значит, впечатлился.

Голос, конечно, ослаб, стал тише и глуше, но мастерство всё то же, чувство то же. Она сейчас не часто выступает. Кажется, раз в неделю, причем, только в этом самом кафе.

Потом выступал тот самый пожилой фадишта, Filipe Acacio. Голос отличный, манера напоминает Висенте да Камара. И он по моей просьбе спел «Девушка с заплетенными косичками». Я ему подпевала, т.к. хорошо знаю это фаду.

В общем, я была просто обалдевшей от такой удачи.

Мой старший коллега не поверил, что это всё произошло случайно. Действительно, сложно поверить, что вот так, только что «выпав» из самолёта и случайно, наугад бредя по ближайшей улице, можно попасть на эксклюзивный концерт в самое известное кафе фаду.  Я ему пытаюсь возражать: «Вы можете себе представить, чтобы я, сутки не спавши, потащилась на концерт, да еще и Вас, тоже смертельно уставшего, туда потащила?»

Но, конечно, всё это, в самом деле, не случайно, т.к. я ехала с «железным» намерением попасть на хороший концерт фаду.

Это совсем не дорогое кафе. Я поинтересовалась на входе, во сколько может обойтись «посещение концерта». Мне сказали, что максимум 16 евро. Но мы обошлись совсем дешево, я лично вообще не больше 7 евро потратила, взяла только Baily´s. Был, что называется, «не сезон», зима, туристов не так много, так что на входах во все эти кафе фаду даже стояли некие зазывалы и буквально заманивали людей. Летом ситуация, конечно, другая, всё зарезервировано заранее. Поэтому моё везение состояло в том, что мы поехали в командировку именно зимой.

Coimbra

На следующий день мы уехали в Куимбру (Coimbra). Город, прославленный несколькими известными музыкальными произведениями — фаду «Куимбра» и песней «Чудесный Куимбра» в исполнении Лолиты Торрес. С тех пор, как в раннем детстве я услышала эту песню, я не переставала мечтать о поездке в этот Город студентов. В этом городе располагается один из старейших европейских университетов. Основанный иезуитами, он на протяжении многих веков был центром подготовки не просто ученых, но и национальных управленческих кадров. Ведь образованные люди были нужны королевской власти — их ставили во главе регионов и муниципалитетов, посылали в колонии в качестве наместников и администраторов.

Город очень маленький. Население всего 100 тысяч человек. Город очаровательный. Есть исторический центр со старыми красивыми зданиями и величественными соборами. Есть простенькие новые кварталы, очень аккуратные и ухоженные.

Universidade de Coimbra Здание университета выглядит скромно. Португальские короли и королевы, похоже, были достаточно «скромны в быту», несмотря на богатства своей империи. Хотя понятно, что это просто с течением времени от королевского великолепия остались почти «одни воспоминания».  Но внешний вид дворца совсем не выглядит помпезно.

Одно из главных сокровищ университета — королевская библиотека, одна из красивейших в мире. Внутренние интерьеры библиотеки отделаны резными деревянными украшениями, покрашенными и позолоченными. На полках хранятся старинные фолианты огромной не только научной, но и художественной ценности.

Смешно и грустно признаться — главное впечатление, оставшееся от посещения старинного здания университета, где сейчас расположен ректорат — Боже, как же у них там внутри холодно!!  В Португалии, как и в прочих южно-европейских странах, нет центрального отопления. Нам, сибирякам, привыкшим к тому, что зимой температура на улице в среднем минус 25 градусов, а в помещении плюс 25 градусов, совершенно невозможно представить, как европейцы зимой спасаются в своих помещениях от холода. Конечно, у них есть обогреватели. Но в больших помещениях даже несколько обогревателей совершенно не спасают!  Мы в этом убедились в полной мере! Пока нас водили с экскурсией по средневековому зданию ректората, мы просто окоченели! Нам казалось, что даже на улице было теплее, ведь там временами выглядывало солнце.

Самое любопытное, что сами португальцы не мерзнут!  Судя по всему, они привыкли, они закалились. Не зря же говорят: Сибиряк — это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Если бы мы знали, что там у них так холодно, мы бы взяли с собой одежду потеплее. Но мы, наивные, ехали из морозной Сибири в «теплую» Европу!

Одно из достопримечательностей Куимбры — собственный стиль фаду. Эта разновидность фаду, судя по всему, более старая, чем фаду Лишбоа. Но, честно признаться, его меланхоличный строй меня совершенно не впечатляет и не вдохновляет. Поэтому я не сходила на концерт фаду в Куимбре.

Мы сделали все свои дела в Куимбре и вернулись в Лишбоа.

AlfamaЗдесь меня ждало еще одно невероятное впечатление. Потрясающее впечатление от одного из древнейших кварталов Лишбоа — Алфамы.

Алфама — это район, расположенный на одном из холмов. На самой вершине находится старинная крепость, по-португальски Каштелу. Надо сказать, что Алфама — район для бедных. Маленькие квартирки, расположенные на 3-4 этажах. Отдельный вход в каждую квартирку. Двери, двери, двери. У меня не хватило дерзости попроситься войти в какую-нибудь из квартир и полюбопытствовать, как там устроено расположение комнат. Можно догадываться, что внизу — кухня и ванная, выше — гостиная, еще выше — спальные комнаты. Забавно представить, какая отличная вынужденная «физзарядка» получается у жильцов таких квартир — попробуй-ка каждый день побегай с этажа на этаж внутри собственной квартиры!

Я специально отправилась туда на собственную стихийную экскурсию рано утром. Солнце взошло и осветило узенькие улочки, простенькие двери, маленькие окна. На всех домах непременно висит стиранное белье — сушить белье в помещениях нет возможности (нет места), а купить современную стиральную машинку с центрифугой, возможно, жителям этого района не по карману. Хотя… кто знает.. Может, это просто национальная традиция — сушить на окнах, и жители этого древнего квартала не хотят изменять старинной привычке?

Beco de AlfamaВ этом квартале функционируют общественные бани. Они работают все дни недели, кроме вторника и воскресенья.

Несмотря на явную нехватку места, в квартале устроены крошечные «площади». Это невозможно назвать площадью в полном смысле слова, но это некое место, где есть фонтанчик и скамеечка — то есть специально организованное открытое пространство для публичного отдыха (именно так и определяется «площадь»).

В голове у меня звенел голос Амалии, певший фаду «Ранее утро Алфамы». Неожиданно для себя я совершенно четко поняла непонятную до этого момента для меня первую строчку этого фаду.  Mora num beco de Alfama — Живет в «тупичке» Алфамы. Так я эту строчку для себя перевела без всякого словаря. Словарь тут совершенно бессилен! Никто и ничто не может объяснить это удивительно явление — beco, «тупичёк» Алфамы. Может, это переводится как-то по-другому, но я перевела именно так и уверена в абсолютной правильности своего понимания. Beco может быть длиной от полутора до пяти метров. Это вообще может быть только одна узкая стена дома с одной дверью. И на этой стене гордо висит вывеска с названием этого «тупичка». Алфама — это натуральный лабиринт!! Я сразу почему-то подумала, что в таком районе ни в коем случае нельзя часто менять почтальона — ведь новому работнику почты может потребоваться уйма времени, чтобы научиться быстро и точно ориентироваться в этих бесконечных маленьких поворотах, тупичках, переулочках и закоулочках. Я с невыразимым наслаждением бродила туда-сюда, несколько раз возвращаясь в одни и те же переулочки, бесцельно блуждая, стараясь потеряться в этом маленьком живом лабиринте, как будто пытаясь заблудиться и затеряться хотя бы на время в извилистых поворотах португальской Истории.

AlfamaБыло утро обычного рабочего дня. Жители Алфамы потихоньку выходили из своих домов. Они приветствовали друг друга — ведь в таких узеньких и тесных улочках невозможно не быть знакомым со всеми вокруг.  Открывались крошечные магазинчики, лавчонки. Какая-то пожилая женщина спросила меня, не ищу ли я работу. Вполне логично — ведь в такую раннюю пору туристы еще не забредают в это экзотическое место.

Это было невероятное счастье — своего рода путешествие во времени. Кажется, что в этом квартале время остановилось. И век, и два века назад, и еще раньше, всё было так же. Почти ничего не изменилось. На крошечных имитациях балкончиков висели цветы и клетки с канарейками. На веревках сушилось белье. Люди неспешно выходили из домов, приветствовали друг друга, шли на работу. Жизнь текла неспешно, даже лениво. Голуби тоже неспешно прохаживались по мощеным улочкам. Кстати, все закоулочки Алфамы выложены брусчаткой. Но люди же не могут без зелени. Возле дверей выставлены большие горшки с декоративными растениями.

Когда в Алфаму потянулись не менее неспешные и ленивые туристы-зеваки, я покинула эти волшебные улочки. Должна нескромно признаться, что смотрела на этих «праздных европейских зевак» с чувством «легкого презрения» и, одновременно, некоей грустной жалости  — они ходили по этим улочкам, смотря на них, но их НЕ ВИДЯ. Не ощущая всей чудесной свежести и прелести этого очень древнего и вечно юного квартала! Какая жалость — быть здесь, быть рядом, но не увидеть и не почувствовать самого главного! Быть совершенно не в состоянии оценить всё тайное очарование этой вечнозеленой старины. Проходя по этим улочкам, туристы просто ищут дорогу к Каштелу.

LisboetaВнизу, ближе к набережной, расположен Музей Фаду. Надо сказать, что он немного меня разочаровал — своей «скромностью» экспозиции и «скудостью» концептуального решения. Я ожидала увидеть намного больше. И даже я, человек посторонний, только немного знакомый с искусством фаду, могла бы предложить более (как мне кажется), разнообразное и оригинальное решение по организации музейной экспозиции. Но, возможно, это всего лишь мое, очень субъективное и поверхностное, впечатление. Мне сложно судить.

Правда, все-таки кое-что интересное я там для себя нашла. В одном из совсем маленьких музейных залов расположен тройной экран, на котором проецируются записи живых концертов фаду. Одну из таких записей, очень удачную, я, вернувшись домой, отыскала в youtube.

В общем, я поняла для себя, что возвращаться в знакомые места — хорошо, приятно, полезно для душевного здоровья. Открывать что-то, уже немного знакомое, — это огромное, особенное удовольствие. Главное — быть готовым увидеть, открыть и удивиться! И, конечно, всё это нужно очень любить.

Об авторе elenaestrellita

I'm interested in: Music, Cities (Urban Development), Travelling, Foreign Languages, Reading, Ping-pong
Галерея | Запись опубликована в рубрике Город, Мир, Музыка, Сказки странствий с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

16 комментариев на «Мое возвращение в Эдем»

  1. С возвращением, дорогая! И в Португалию, и на забытый блог)) Как будто вместе с тобой попутешествовала, погуляла по улочкам, и фаду послушала..

    • Спасибо! Появилась минутка, и решила выполнить обещание — пообещала кое-кому после приезда сделать «Отчет». Уже почти и забыла всё, пришлось «оживлять в памяти».

  2. Спасибо! Жаль музыки мало:-) но какая песня звучит!!!

    • Спасибо!! Это даже не песня, а попурри из нескольких фаду.

      • Да я понимаю, но как все поют, как чувствуют друг друга! А как я хочу в то кафе:-))) Попробую найти весь фильм…

      • Честно говоря, это их особенность — они исполняют с невероятным чувством!!! Они просто погружаются, просто растворяются в музыке — у нас нет таких традиций исполнения!

  3. Наташа:

    Спасибо, Елена! Ролик — это фрагмент фильма Карлоса Сауры «Fados» (2007), см.: http://www.youtube.com/watch?v=QBQZfNLVamw

  4. Фильм посмотрела, поплакала, Амалию Родригес и португальские фаду мне когда-то подарил один испанец. Он меня любил…

  5. Елена, Вы удивительная женщина! Когда все успеваете? В который раз побродила по Вашим сайтам. Незаметно пролетело два часа:-0 а сколько музыки, и какой… приятно, что вкусы у нас во многом совпадают:-) с каким удовольствием читала Ваши материалы! Пишите еще… а я пока не переслушаю все на Вашей Музыке Планеты не успокоюсь:-)
    Удачи!

    • Аи =) Я «успела» все это «наваять» за несколько лет, точнее, за почти за 6 — немаленький срок! Несколько посетителей Музыки планеты сравнивали сайт с музеем — в том смысле, что приходится долго «бродить», не получается посмотреть-пробежаться быстро :-* Мне самой нравится делать этот сайт, поскольку не перестаю удивляться тому, сколько на свете Красивой музыки!!! И хочется поделиться радостью своих открытий с другими =) Спасибо за пожелание! Вам тоже удачи в развитии Вашего интереснейшего ресурса — там у Вас столько необычного и интересного (и полезного)!

  6. Да, Елена, 6 лет хороший срок. Значит у меня все еще впереди:—) Мой ресурс хромает уже больше полгода, то интернета не было, то комп полетел, а тут еще садовый сезон начался…но буду стараться, вдохновляться на Вашей Музыке… Счастья всем!

Добавить комментарий

