Моё открытие Армении

Armenia

Что значит открыть для себя страну? Это значит, для начала, хотя бы немного почувствовать интерес и «вкус» к её культуре, затем удивиться, поразиться, наконец, восхититься и полюбить.

Армения — одна из бывших республик СССР. Что мы о ней знали и знаем? Надо признать, совсем немного. Познания некоторых наших сограждан вообще ограничиваются только близким знакомством с одним знаменитым армянским крепким напитком. Мои собственные познания тоже, признаю, были скудны, хотя моё эмоциональное отношение к этой стране с детства было сугубо положительным.

15_republiques

Источник моих симпатий, честно говоря, по-детски забавен. В детстве у меня был набор куколок, который я просто обожала. 15 пластмассовых куколок — девочек и мальчиков высотой 5-6 см — были одеты в национальные костюмы всех 15 республик СССР. Я знала наизусть, какая куколка какую республику представляет. И, конечно, у меня были свои предпочтения, совершенно бессознательные, основанные… на цвете костюма. Так вот, армянская девочка была одета в платье моих любимых сине-голубых тонов. Соответственно, она была моей любимицей. Конечно, смешно… Но сейчас наши дети играют в уродливых трансформеров или безликих «модельных» барби. Интересно, какие пристрастия у них сформируются в будущем?

Когда я повзрослела, то «познакомилась» с сестрами Лисициан, замечательным классическим вокальным дуэтом, и полюбила их искусство. Затем узнала, что их отец, Павел Лисициан, был великим оперным певцом, солистом Большого Театра СССР. Его мощный красивый голос до сих пор приводит меня в восторг.

Еще позже я узнала об армянском французе (или французском армянине) Шарле Азнавуре. Не могу себя отнести к его горячим поклонникам, но некоторые его композиции нахожу очень приятными.

Относительно недавно, благодаря просмотру фильма «Гладиатор», мои познания в армянском искусстве расширились за счет знакомства с волшебным народным инструментом — дудуком — а также с замечательным исполнителем — Дживаном Гаспаряном.

И это почти всё. Нет, конечно, я знаю такие имена, как Мариета Шагинян или Аветик Исаакян, но с их творчеством практически не знакома. И это, действительно, стыдно.

Итак, я увлекаюсь Испанией, Португалией, Грецией, Мексикой, Аргентиной, Италией, Ирландией.

Но пути Господни неисповедимы. Это известно всем.

Я сделала на своем сайте «Музыка Планеты» страницу, посвященную испанской актрисе, певице, танцовщице Империо Архентина (Imperio Argentina). Уверена, что ее впечатляющая красота и яркий актерский талант не могли и не могут оставить равнодушным ни одного настоящего мужчину. А где у нас настоящие, горячие, южные мужчины? Конечно, на Кавказе!

Я получила письмо от армянина по имени Аркадий. Он писал, что заинтересовался Imperio и хотел бы получить больше её записей. И тут у меня возник «коварный замысел»: а, может, не дать, а продать ему эти записи? В качестве «платы» (она показалась мне довольно «справедливой») я назвала помощь в создании на моём сайте раздела о Музыке Армении.

Кстати, Аркадий оказался просто «находкой для шпиона»! Его  великолепный русский язык и шикарный литературный слог практически не нуждаются в редактуре. На фоне ужасающей безграмотности и прогрессирующего скудоумия многих наших соотечественников этот представитель армянской интеллигенции выглядит настоящим «Лучом света в тёмном царстве».

В итоге, моё «коварство» обернулось тем, что я сама буквально попала в плен к Великой Армянской Культуре.

Для меня, нет, не открылась, а только чуть-чуть приоткрылась бездонная Сокровищница.

Gohar_Gasparyan1

Я открыла для себя Великую оперную певицу, блестящее колоратурное сопрано, настоящее чудо, сравнимое с Марией Каллас — Гоар Гаспарян. Красивый тембр голоса, замечательная техника, тонкий вкус, необыкновенное певческое мастерство — просто масса достоинств!

И вот эта певица мирового уровня в СССР не была признана как звезда первой величины по двум причинам: первое, она была репатрианткой, т.е. вернулась в Армению (в СССР) из-за рубежа (политически не совсем «благонадежна»), и, второе, ее русский язык оставлял желать много-много лучшего. Ведь в Большом театре, да и вообще в театрах Советского Союза было принято исполнять оперы только на русском языке. Из-за этого мы не имели возможность слышать эту замечательную певицу так часто, как она того заслуживала. Она любима и почитаема в Армении, она известна в мире, но на пространстве СССР не так много людей знакомы с ее великим искусством. Форменное безобразие!

Lusine_Zakaryan1

Я узнала великую исполнительницу духовных песнопений Лусине Закарян. На родине ее называют «Светлым ангелом духовной музыки». Армянский народ даже в «махровые» времена советского воинствующего атеизма хранил святую веру, чтил традиции и продолжал исполнять и слушать духовную музыку. Это заслушивает особого почтения и уважения!

В СССР кроме, пожалуй, Ирины Архиповой, никто, ни одна из известных исполнительниц оперной музыки не бралась за исполнение духовных песен. А ведь это огромный пласт национальной культуры, это важная часть в целом духовной культуры народа. Лусине Закарян так тонко, чутко, трепетно исполняла духовную музыку, что получила признание не только на родине, но и далеко за ее пределами. А мы, «образованные» советские-российские люди, опять «не при делах»!

Sayat_Nova7

Я как будто впервые услышала имя великого армянского ашуга (народного певца, сказителя) Саят-Новы, жившего в XVIII веке.

Поразительно и красиво! Культуры Востока, Кавказа, Средней Азии богаты именами народных сказителей, поэтов, композиторов. Кого из народных сказителей могли бы мы вспомнить в нашей русской культуре? Был один такой — Боян, тот самый, что «не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве» предлагал в незапамятные времена. И всё.

Саят-Нова, живший относительно недавно (по меркам народной истории), стал для армянской культуры её «всем», как для нас А.С. Пушкин. Но ведь Пушкина уж никак не отнести к «народным сказителям». Авторы наших исконно народных песен остались неизвестными, погруженными «во тьму веков». И создателем нашего «всего» стал представитель не всего народа, а его небольшой части, образованной элиты, впитавшей в себя не только русскую народную культуру, но и зарубежные веяния, идеи, воззрения. Кстати, начав изучать греческий язык, я с изумлением обнаружила, что мои любимейшие «сказки Пушкина» — это, в большой степени, греческие народные сказки, гениально переработанные нашим великим поэтом.

Я получила возможность познакомиться ближе с армянскими народными песнями. А народные песни — это не просто музыкальный жанр. Это — сама история народа, рассказанная поэтическо-мелодическим языком. Армения — небольшая страна, волею судеб оказавшаяся среди не самого спокойного окружения. Жизнь, как на вулкане, в постоянном ожидании нападения извне, не добавляет спокойствия и счастья ни одному народу. Армения до сих пор находится в состоянии «тлеющей» войны, страдает от вековой «незаживающей раны» межнационального и территориального конфликта. И эти переживания не могли не отразиться на тематике народных песен. Очень многие из них посвящены темам войны, мужества, утрат, тоски по утерянной родине и т.д.

??????????

Наконец (last but not least), я открыла для себя удивительную армянскую певицу Мариету Бадалян. Могу сказать, что это стало самой большой неожиданностью для меня. Дело в том, что мои музыкальные пристрастия распространяются на музыку прошлых веков или десятилетий и почти никак не касаются современности. Мой «конёк» — это оперная, симфоническая, народная или эстрадная классика. И вдруг я обнаруживаю ныне здравствующую исполнительницу (дай Бог ей здоровья и многая лета!), которую с готовностью уже сейчас могу отнести к классике. Исключительная редкость для меня. На моем сайте с трудом найдется пара современников, которым я посвятила даже не страницы, а хотя бы несколько абзацев. Её голос чудо как хорош — он такой теплый, душевный, мягкий, светлый, что заставляет сопереживать музыке даже без малейшего понимания смысла текста. Она не только поёт, но и сама сочиняет музыку.  Мариета Бадалян — истинное Чудо, певица милостью Божией, настоящий талант, удивительно тонкая и чуткая исполнительница красивейшей музыки.

Любопытна музыка, которую она исполняет. Мелодии, скорее, напоминают русские романсы и мало похожи на традиционную армянскую музыку — точнее, на ту музыку, которую мы привыкли считать «традиционной армянской», ведь, повторюсь, мы почти ничего не знаем об Армении.

В общем, эту прекрасную страну нам еще долго и старательно нужно открывать и открывать для себя.

Об авторе elenaestrellita

I'm interested in: Music, Cities (Urban Development), Travelling, Foreign Languages, Reading, Ping-pong
Галерея | Запись опубликована в рубрике Музыка с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев на «Моё открытие Армении»

  1. Как мне понравилось Ваше открытие Армении!!! Нет слов! Жаль, что у меня видео не открывается в этом варианте, но Гоар Гаспарян знала с молодости… Помню, как открывала для себя Армению, в которой так никогда не была… Удивительная страна… Пишите дальше, очень интересно читать!

    • Спасибо за отклик! Да, Армения, судя по откликам всех знакомых, кто там был, просто Страна Чудес и Красот! Думаю, что уже хватит мечтать, надо просто туда ехать!

  2. Наташа:

    Елена, большое спасибо за статью! Я была в Армении давным-давно, в детстве, когда мне было 8 или 9 лет. Помню эту солнечную страну. И теперь, благодаря Вашей статье познакомилась с прекрасной музыкой этой страны.

  3. Ella:

    Здравствуйте Елена. Спасибо Вам за Ваш замечательный сайт. Вчера только узнала о нем и не могла остановится пока не прочла почти весь раздел Музыка Армении. На очереди Музыка Грузии и далее по списку. Но я вот что хотела спросить: неужели Вы не слышали о Флоре Мартиросян? Уверена, Вы не останетесь равнодушной к её творчеству.

    • Здравствуйте, Элла. Спасибо за Ваше внимание к сайту и столь лестную его оценку.
      Что касается Флоры Мартиросян, конечно, я ее слышала. Я познакомилась с довольно большим числом армянских исполнителей прошлых лет. Но…… Вы же знаете, что «на вкус и на цвет товарища нет»…. Пока у меня не возникло идей создать страницы, посвященные другим армянским исполнителям. Хотя …. я разработала официальный сайт армянского композитора Жанны Блбулян http://janna-melodie.com/index.html Некоторые мелодии, по-моему, просто великолепны!
      Здоровья Вам и удачи!

  4. Юлия:

    Доброе утро,Елена. Мне всегда нравилось открывать что-то новое в уже известном. Так и сейчас произошло! Спасибо за чудесный пост. Однако…. у меня вопрос больше возник по набору куколок- они у Вас ещё сохранились?

Добавить комментарий

