«Язык мой — друг мой»

Есть такое народное выражение: «Язык мой — враг мой». В нем говорится о языке как части тела, посредством которой человек и «выбалтывает» свои секреты, и портит отношения с окружающими, сказав что-то обидное, грубое или  прямолинейно правдивое. Но у меня «душа болит» о языке как о средстве общения, познания  и мышления,  а, главное, как о средстве сохранения культуры и национальной идентичности.


«Если Вы думаете, что образование дорого — попробуйте, почём невежество»

Дерек Бок, ректор Гарвардского университета

Мое твердое убеждение — перестав быть «самой читающей нацией в мире», утратив грамотность, мы больше не можем называться «культурной нацией», стремительными темпами теряем свою идентичность, и постепенно исчезнем как нация. Причем не в самой отдаленной перспективе.

Вот такая, по моему мнению, существует тесная связь между языком и национальной безопасностью.

Ужасная беда нашего современного общества — низкая грамотность населения, особенно молодежи. Люди не только делают ошибки в словах, но и не умеют выразить свои мысли, не могут правильно их сформулировать, грамотно составить фразы и применить слова по назначению в нужной речевой конструкции.

Источник (конечно, не единственный) этой беды — отказ от чтения. Взрослые не читают хорошую литературу, т.к. им, якобы, некогда. Правда, время на чтение низкопробной «книжной жвачки» с уличных «развалов» они находят, но это, конечно, нельзя назвать чтением в полном смысле этого слова. Молодёжь вообще читает только «на заборе», т.е. во Всемирной помойке.  Там размещают «посты» все, кому не лень, демонстрируя уровень грамотности недавно вышедшего из джунглей и только что освоившего алфавит Маугли.

Рецепты восстановления грамотности (в техническом смысле) не слишком сложны. Зубрежка правил абсолютно бесполезна! Единственное, что может помочь, — это чтение хорошей литературы, классики. Чтение внимательное, тщательное, сознательное. «Вчитывание» и «вслушивание» не столько в смысл фраз, сколько в сами фразы как словесные конструкции. Нужно стараться запоминать, как построены фразы, как используются те или иные слова и обороты, как слова сочетаются друг с другом, даже как звучат. Запоминать и визуально, и на слух. Приучать свои глаза и уши к хорошему стилю, к культуре выражения мысли.

Как-то недавно знакомая девушка озаботилась этой проблемой и решила поднять свой уровень грамотности тем, что взялась переписывать в общую тетрадку текст «Войны и мира». Она осилила чуть больше половины первого тома. Это, конечно, оказалось достаточно трудоёмким и долгим делом (не просто читать, а переписывать), но своей цели знакомая добилась. С грамотностью «полегчало», число ошибок на порядок уменьшилось, и речь стала более развитой.

Но если технически всё не так уж сложно сделать, то организовать сам этот процесс, «поднять» народ на решение такой задачи как повышение грамотности (вернее, на   ликвидацию безграмотности) вряд ли кому-то удастся.  Вернее, в этом никто из власть предержащих вообще не заинтересован. Большевики после Октябрьского переворота волевым усилием организовали «ликбез» для всех неграмотных жителей страны.  Они понимали, что один из главных ресурсов развития страны — грамотное (еще лучше  — образованное) население. Китайское руководство в настоящее время проводит активную политику по повышению уровня грамотности и образованности своего населения. Если же прогрессивное развитие и вообще сохранение страны не является действительным ориентиром для органов власти, то все их действия будут очевидно направлены на слом сферы образования и на снижение уровня образованности и даже грамотности. Сказано же: «Судите о них по делам их, а не по словам их».

Мой результат «Теста от ульяновского губернатора»

116 из 116

Пройти тест на грамотность

Реклама

Об авторе elenaestrellita

I'm interested in: Music, Cities (Urban Development), Travelling, Foreign Languages, Reading, Ping-pong
Галерея | Запись опубликована в рубрике Разное с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на ««Язык мой — друг мой»»

  1. А у меня только 110 получилось! Видно, подзабыла орфографию….
    Многое зависит от родителей, в идеале ребёнка нужно приучать с самого раннего возраста к чтению (слушанию) книг. Но если родители сами не читают, то как ребёнка приучат?

  2. На уровне семьи это не решается. Это всегда было и будет делом государственным. Была государственная политика поощрения образованности — люди читали. Теперь государству не нужно много образованных безработных, следовательно, можете и не читать, «не смертельно». Государство переживет. А общество? А страна? Кому до них сейчас есть дело?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s